07.11.2018 18:38
Аналитика.
Просмотров всего: 21535; сегодня: 9.

Фотографическая фирма "Шерер, Набгольц и Ко"

Фотографическая фирма

Фототипия "Шерер, Набгольц и Ко" — знаменитая полиграфическая фирма, была создана в 1863 году, когда временные московские купцы 1-й гильдии — баденский подданный Шерер Мартин Николаевич (? – 14 августа 1883) и швейцарский подданный Набгольц Георгий Иванович (? – 15 октября 1883) приобрели известную с 1853 года московскую фотографическую фирму великолепного фотографа-портретиста, саксонского подданного Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера». Так появилась фотографическая фирма, которая оставила большое наследие будущему поколению: виды городов, портреты современников, каталоги художественных, антропологических, мануфактурных и других выставок.

Сам М.Н.Шерер был великолепным фотографом. Именно он с храма Христа Спасителя снял первую фотографическую панораму Москвы, изданную в 1867 году и ставшей одной из лучших документальных панорам города.

За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды – права изображать на изделиях российский герб. Но этим правом Мартин Шерер и Георгий Набгольц уже не пользовались, так как в 1867-1868 гг. они сдали фирму в аренду курляндскому уроженцу, талантливому фотографу А.И. Мею. Уехав в Германию, Шерер обосновался в Дрездене, открыл там фотоателье.

Альберт Иванович Мей (1842-1913) арендовал фирму с условием сохранения ее прежнего названия (в новое название ввели только знак «Ко»). Арендный способ передачи оставлял за фирмой ее прежние заслуги и права, в том числе право воспроизводить на своих работах прошлые награды (медаль Фотографической выставки 1865 г., изображение российского герба, пожалованного за выполнение государственного заказа) и выполнять заказы императорского двора, т. е. называться «фотографом Его Императорского Величества».

С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А. Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом.

Одними из первых в России А.И. Мей и М.А. Шиндлер освоили новую отрасль фотографии - фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах.

К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. На Московской фотографической выставке 1882 года фирма удостоилась серебряной медали. Во многом благодаря своим успехам в освоении фототипии фирма одержала победу в конкурсе на лучшие снимки Москвы. Конкурс был организован председателем Московского биржевого комитета Н.А.Найденовым с целью последующего издания альбомов с видами Москвы. В 1880-1890 годах фирма выпустила серию из четырех таких альбомов. В 1882 году фирме во второй раз было присуждено право помещать на своих бланках изображение государственного герба России. В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фирма была удостоена этой высокой награды в третий раз.

Особенным в жизни А.И.Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого Времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. В 1896 году А.И. Мей становится единоличным владельцем фирмы.

Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий открытых писем с видами Москвы, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901-1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фотографии и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. С 1910 года фирма стала издавать и цветные фототипии.

До 1894 г. фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 г. ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г.


Женское фото, фотографы Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 1891 год.
Женское фото, фотографы Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 1891 год.

Мужской портрет, В. Лазурский, фотографы Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 25 мая 1900 года, аверс.
Мужской портрет, В. Лазурский, фотографы Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 25 мая 1900 года, аверс.

Мужской портрет, В. Лазурский, фотографы Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 25 мая 1900 года, реверс.
Мужской портрет, В. Лазурский, фотографы Шерер, Набгольц и Ко, Москва, 25 мая 1900 года, реверс.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко в Москве, почтовая карточка "Деревня" из серии "Типы России", получена мадмуазель Реффэ в городе Сен-Клод, 30 июня 1903 года, аверс.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко в Москве, почтовая карточка "Деревня" из серии "Типы России", получена мадмуазель Реффэ в городе Сен-Клод, 30 июня 1903 года, аверс.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко в Москве, почтовая карточка "Деревня" из серии "Типы России", получена мадмуазель Реффэ в городе Сен-Клод, 30 июня 1903 года, реверс.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко в Москве, почтовая карточка "Деревня" из серии "Типы России", получена мадмуазель Реффэ в городе Сен-Клод, 30 июня 1903 года, реверс.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, открытое письмо "Москва. Проезд Тверского бульвара", Москва, 1903 год.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, открытое письмо "Москва. Проезд Тверского бульвара", Москва, 1903 год.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка "Москва. Никольская улица. Казанский собор", Москва.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка "Москва. Никольская улица. Казанский собор", Москва.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка, Москва, Красная площадь и памятник Минину и Пожарскому.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка, Москва, Красная площадь и памятник Минину и Пожарскому.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка, Москва, Собор Василия Блаженного, аверс.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка, Москва, Собор Василия Блаженного, аверс.

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка, Москва, Собор Василия Блаженного, реверс.
Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, почтовая карточка, Москва, Собор Василия Блаженного, реверс.


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Поделиться:

Интересно:

20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...